Комплексного плана громадье

Развитие международных транспортных коридоров (МТК) рассматривалось в конце августе на коллегии Минтранса при участии заместителя председателя Правительства РФ В.А. Яковлева.

В ходе обсуждения перспектив развития МТК президент АСМАП Ю.С. Сухин в своем выступлении сформулировал приоритетные вопросы, от решения которых прямо зависит эффективность МТК и международных автомобильных грузовых перевозок.

Использование транзитного потенциала территории России может обеспечить высокую оборачиваемость капитала и значительные валютные поступления для страны. В связи с этим в последние годы все большее развитие получает система международных транспортных коридоров, цель которых - бесперебойная и максимально быстрая доставка грузов от производителя к потребителю с наименьшими затратами и барьерами.

Через территорию России проходят два коридора №2 (ЗападВосток) и №9 (СеверЮг). Но скорость передвижения по ним сильно сдерживается по причине так называемых административных барьеров, и прежде всего простоев при пересечении границ. К примеру, "северные ворота" нашей страны на маршруте 9го коридора автомобильный погранпереход (АПП) "Торфяновка". Его проектная мощность предусматривает прохождение в сутки до 1200 автомобилей, тогда как реально пропускается всего 300. Запланированное время оформления одного автомобиля 1 час, фактическое составляет 35 часов. В результате большинство стран Европейского Союза практически не работают на российском рынке транспортных услуг и не используют значительный транзитный потенциал России - в обход доставлять грузы получается быстрее. А производительность отечественных автомобилей на 30% ниже, чем работающих на территории Западной Европы.

Вторая проблема, требующая безотлагательного решения - это отличие нормативной базы, устанавливающей весовые параметры в России, от нормативов, действующих в странах Западной Европы. Общая допустимая масса автопоезда в европейских государствах, составляет не менее 40 тонн, а нагрузка на ведущую ось тягача - 11,5 тонн; в России соответственно 38 и 10 тонн. Такое расхождение приводит к невозможности беспрепятственного проезда международных грузовых автомобилей, следующих по дорогам РФ, что приводит к снижению производительности автомобилей (недогрузка), необходимости оформления специальных разрешений (а это делается только в Москве, причем срок оформления около 20 дней) или к несанкционированному проезду автотранспортных средств.

Кроме того, при движении по территории России проводятся многократные проверки автомобиля, в том числе на пунктах весового контроля различной ведомственной принадлежности. Весовое оборудование этих пунктов разномарочно, имеет различные технические характеристики по точности измерений. Так, например, при проезде по международному транспортному коридору "СеверЮг" имеется 10 ПВК, при этом показания взвешивания одного и того же автомобиля, следующего "под пломбой", могут отличаться на 13 тонны.

Совершенно очевидно, что инфраструктура приграничных участков дорог развита недостаточно, порой отсутствуют даже элементарные бытовые удобства, средства связи и пр. В то же время серьезные нарекания российских и иностранных перевозчиков вызывает наличие околотаможенных коммерческих структур на автомобильных пунктах пропуска.

К развитию инфраструктуры пограничных переходов Ю.С. Сухин предложил привлекать частный капитал, используя зарубежный опыт. Так, например, в Турции недавно построили мощный современный погранпереход с привлечением средств инвесторов, в числе которых - международные автоперевозчики, и на 5 лет отдали все его объекты частникам, создав этим условия для обслуживания на границе большого потока населения и перевозчиков. Такой опыт есть и у нас, точнее, почти такой: например, в п. Пограничном АПП построили автомобилисты. Так, может быть, следует дать возможность предпринимателям, вложившим в строительство свои средства, в течение нескольких лет не платить налог на эту собственность, чтобы они могли вернуть затраченные деньги, зарабатывать и построить беспошлинный магазин для сдачи его в аренду?

Президент АСМАП предложил отработать технологию скоростного прохождения грузов на трассе коридора № 9, что явится основой для развития всех остальных МТК России. Для этого он предложил поручить Минтрансу, ГТК, ФПС и Минэкономразвития России разработать комплексный план по обеспечению ускоренного прохождения товаров и автомобилей по международному транспортному коридору № 9 за счет развития дорожной инфраструктуры, создания логистических систем, оснащения АПП современными техническими средствами контроля.

Заместитель Председателя Правительства РФ В.А. Яковлев, принимавший участие в коллегии, поблагодарил Ю.С Сухина за чётко сформулированные вопросы, решением которых надо заняться. И предложил провести совещание по проблеме развития МТК. Результатом этого совещания, проведенного в сентябре с участием представителей ряда министерств и ведомств, в том числе и АСМАП, явился "Комплексный план мероприятий по обеспечению ускоренного и беспрепятственного прохождения товаров и автомобилей по международным транспортным коридорам (МТК)".

Согласно этому документу, уже в 4 квартале 2003 года должен быть подготовлен и утвержден план модернизации основных автомагистралей МТК, усиления их дорожных покрытий и искусственных сооружений для пропуска автотранспорта с осевой нагрузкой до 11,5 тонн. В плане должны быть определены источники и объемы ежегодного финансирования.

До конца этого года на автомагистралях, входящих в состав МТК, дорожные знаки, ограничивающие общую массу и осевые нагрузки, будут инвентаризированы и приведены в соответствие с условиями движения по этим дорогам.

В этот же период действующие нормативные документы подвергнутся изменениям, упрощающим оформление и выдачу разрешений на грузовую перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Также будет рассмотрена возможность выдачи специальных разрешений для типовых разномарочных автотранспортных средств, следующих по определенным маршрутам, включая проезд по городам.

Также в 4 квартале планируется завершить внедрение системы выдачи Международных сертификатов технического осмотра автотранспортных средств, используемых в международном сообщении.

На 1 квартал будущего года намечен целый ряд мероприятий. По каждому АПП будут пересмотрены технологические схемы прохождения автомобилей и товаров с учетом нового Таможенного Кодекса РФ, и на федеральном уровне утверждено нормативное время проведения всего комплекса контрольных процедур.

В этот период будет разработан комплекс экономических мер, стимулирующих частный бизнес размещать на автомагистралях, входящих в состав МТК, объекты придорожного сервиса (терминалы, стоянки, кемпинги, мойки, АЗС, пункты технического обслуживания и связи и пр.). Тогда же правительство рассчитывает получить от Минтранса, МВД, Минсвязи и администраций субъектов РФ внятные предложения по улучшению информационного обеспечения участников дорожного движения, а также по сокращению немотивированных контрольных проверок и остановок органами Ространсинспекции и ГИБДД. В рамках Таможенного союза Россия Беларусь будут рассматриваться предложения по унификации нормативных документов, регулирующих таможенное оформление товаров и автотранспортных средств.

К концу первого полугодия будущего года, согласно Комплексному плану, будут разработаны основные технические требования к автомагистралям, инфраструктуре и АПП, входящим в состав МТК, с целью паспортизации основных международных маршрутов. На АПП предполагаются технологии "зеленого коридора", предусматривающие ускоренное прохождение автотранспортных средств на основе электронной передачи и подтверждения данных о товарах таможенными службами сопредельного государства. Тогда же в результате экспертной работы станет известно, насколько целесообразно создавать совмещенные с сопредельными государствами АПП.

Также к концу полугодия ведомственные нормативные акты будут приведены в соответствие с требованиями Европейского соглашения о международной грузовой перевозке опасных грузов. Планируется обеспечить реализацию межправительственного соглашения о введении международного сертификата взвешивания на территории стран СНГ.

В 3 квартале 2004 года будет реализован пилотный проект создания межведомственной системы наблюдения за грузовыми перевозками по МТК №9 на участке автодороги "Госграница - СанктПетербург - Москва" с использованием мобильной связи, спутниковой навигации и региональных диспетчерских центров.

На более дальний срок Комплексным планом пока ничего не планируется, потому что жизнь покажет, в каких направлениях его нужно будет корректировать. Но и то, что намечено, огромный сдвиг в сторону увеличения эффективности МТК.

Источник: http://www.map.asmap.ru/5(51)_03/index.html